Урок 15/5 13.10.2016
Цитоплазма.
"Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука"
Лабораторная работа №5
Цель: изучить свойства цитоплазмы и убедиться на опыте, что плазматическая мембрана живой клетки эластична, полупроницаема
Задачи:
Достижение предметных планируемых результатов:
- формировать систему знаний о клетке;
- обеспечить глубокое понимание процессов , происходящих в клетке;
- обучить выявлению особенностей функционирования клетки;
- овладеть навыками использования различных приборов и инструментов (в том числе электронных) для решения учебных и прикладных задач;
Достижение метапредметных планируемых результатов:
- ставить учебные цели и задачи;
- планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей;
- выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- корректировать свои действия в связи с изменением условий обучения и труда;
- оценивать правильность выполнения учебных и иных задач;
- уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения;
- владеть первичными навыками учебно- исследовательской и проектной деятельности.
Достижение личностных планируемых результатов:
- готовность к самообразованию и саморазвитию;
- формирование научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники;
Оборудование: Луковица с темно-фиолетовой окраской сочных чешуй (например, сорт Даниловский), 1 М раствор хлорида натрия NaCl, микроскоп и комплект оборудования для работы с ним: предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, скальпель, шприцы с водой и гипертоническим раствором, полоски фильтровальной бумаги.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- На прошлом уроке вы познакомились с особенностями строения и функциями цитоплазматической мембраны. Какую роль в клетке выполняет плазмолемма?
Каким образом клетка поддерживает гомеостаз – постоянство внутренней среды?
Что такое фагоцитоз и пиноцитоз? У каких клеток наблюдается это явление?
*Задание:
У вас дома д ва аквариума: с морскими обитателями и пресноводными. Вы решили поменять воду для гуппиков и пересадили их в аквариум с морской водой. Правильно ли вы сделали?
Что произойдет с морскими рыбками, если их пересадить в пресноводный аквариум?
III. Изучение теоретического материала.
Описывая клеточную теорию, мы упоминали, что клетка способна к самостоятельной деятельности: она может обмениваться с окружающей средой веществами и энергией. Внутреннее строение клетки сложно устроено, однако в каждой клетке существуют определенные органоиды, которые нам предстоит изучить. Сегодня мы поговорим о том главном составляющем клетки, которое поддерживает гомеостаз – постоянство внутренней среды, о цитоплазме.
Ранее считали, что цитоплазма – это содержимое, вроде киселя. Сегодня известно, что ее строение значительно сложнее.
Основное содержимое называется гиалоплазма (это бесцветный коллоидный раствор белков, содержащий 70-90% воды). У всех эукариот в цитоплазме существует цитоскелет, состоящий из микротрубочек и микрофиламетнов. Микротрубочки пронизывают всю цитоплазму, способны собираться и разбираться, выполняют опорную (механическую) и проводящую функции (полые внутри, обеспечиваю перенос веществ и органоидов). Микрофиламенты значительно тоньше, состоят из сократительных белков, прилегают к мембране и способны менять ее форму. Микротрубочки и микрофиламенты составляют основу цитоскелета клетки.
Фрагмент анимационного ролика «Из жизни клетки».
Каким же образом клетка поддерживает постоянство внутренней среды? Теоретически вам известно - что произойдет с цитоплазмой клетки, если клетку поместить в раствор соли. Проверим это на практике, а также выясним, является ли этот процесс обратимым?
Тема лабораторной работы: «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»
Знакомо ли вам слово ПЛАЗМОЛИЗ? Попробуем определить его этимологию.
Плазм - основа Лизис – разложение. Что же в клетке будет разлагаться?
IV. Проведение эксперимента. Прежде чем выполнить лабораторную работу, изучим инструкцию и уточним цель исследования.
У вас на столах находятся интерактивные инструкции по выполнению лабораторной работы.
Папка БИОЛОГИЯ, Лабораторная работа №5, Инструктивная карточка.
Прочтите инструктивную карточку и озвучьте цель работы.
Цель: изучить свойства цитоплазмы и убедиться на опыте, что плазматическая мембрана живой клетки эластична, полупроницаема
Если вы считаете , что недостаточно владеете теоретическим материалом по теме – просмотрите фрагмент лекции. а если неуверены – правильно ли вы поняли инструкцию – посмотрите видеоинструктаж. Работайте в индивидуальном темпе, но не забудьте, что сегодня вы сдаете тетради с отчетом. Не забудьте оформить работу, нарисовать рисунки, сделать к ним подписи и сформулировать вывод.
3-4 человека – те, кто выполнил работу быстрее и лучше – проверяют и корректируют деятельность остальных.
На доске:
Лабораторная работа №5
Тема: «__________________________________________________________________»
Цель:
Рисунок№1 с подписями
Рисунок №2 с подписями
Вывод:
V. Подведение итогов урока
Итак, мы расширили свои знания о строении клетки и пришли к выводу, что единство клеточного строения организмов находит подтверждение не только в сходстве строения различных клеток, но и в сходстве химического состава и метаболических процессов.
Что такое плазмолиз и деплазмолиз?
Чем вызвано явление плазмолиза?
Какое свойство плазматической мембраны оно характеризует?
Почему отслоение цитоплазмы неоднородно?
В какой части мембраны отслоение не происходит?
Характерно ли явление плазмолиза для мертвой клетки?
*Задание для самостоятельного развития:
Как справляются с осморегуляцией одноклеточные организмы, живущие в пресной воде, ведь известно, что % состав соли внутри клетки у таких организмов выше, чем в окружающей среде?
Видеофрагмент «Осморегуляция инфузории туфельки»
VI. Выставление отметок.
Учащиеся сдают тетради с выполненной лабораторной работой.
VII. Домашнее задание.
§8
Разработка урока по биологии в 10 классе по теме "Цитоплазма" включает план урока, инструктивную карточку к лабораторной работе по теме: "Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука", презентацию. Инструктивная карточка и презентация содержат активные ссылки на дополнительные материалы - видео и текст.
Задумка автора в следующем: ученики перед проведением лабораторной работы, изучают теоретический материал самостоятельно, выбирая вид источника знаний: видео-лекция, материал, изложенный в приложении, учебнике или совмещают источники. Затем самостоятельно формулируют тему и цель исследования и проводят эксперимент.
Приложения можно скачать по ссылке удаленно.
|