Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы » Биология

Урок по биологии в 10 классе по теме "Цитоплазма"
[ Скачать с сервера (1.32 Mb) · Скачать удаленно (325 МБ) ] 30.06.2017, 11:34

Урок 15/5                                                                                 13.10.2016

Цитоплазма.

"Изучение плазмолиза и  деплазмолиза в клетках кожицы лука"

Лабораторная работа №5

Цель: изучить свойства цитоплазмы и убедиться на опыте, что плазматическая мембрана живой клетки эластична, полупроницаема

Задачи:

Достижение предметных планируемых результатов:

- формировать систему знаний о клетке;

- обеспечить  глубокое понимание процессов , происходящих в клетке;

- обучить выявлению особенностей функционирования клетки;

- овладеть навыками использования различных приборов и инструментов (в том числе электронных) для решения учебных и прикладных задач;

Достижение метапредметных планируемых результатов:

- ставить учебные цели и задачи;

- планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей;

- выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- корректировать свои действия в связи с изменением условий обучения и труда;

- оценивать правильность выполнения учебных и иных задач;

- уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения;

- владеть первичными навыками учебно- исследовательской и проектной деятельности.

Достижение личностных планируемых результатов:

- готовность к самообразованию и саморазвитию;

- формирование научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники;

Оборудование: Луковица с темно-фиолетовой окраской сочных чешуй (например, сорт Даниловский), 1 М раствор хлорида натрия NaCl, микроскоп и комплект  оборудования для работы с ним: предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, скальпель, шприцы с водой и гипертоническим раствором, полоски фильтровальной бумаги.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

- На прошлом уроке вы познакомились с особенностями строения и функциями цитоплазматической мембраны. Какую роль в клетке выполняет плазмолемма?

Каким образом клетка поддерживает гомеостаз – постоянство внутренней среды?

Что такое фагоцитоз и пиноцитоз? У каких клеток наблюдается это явление?

*Задание:

У вас дома д ва аквариума: с морскими обитателями и пресноводными. Вы решили поменять воду для гуппиков и пересадили их в аквариум с морской водой. Правильно ли вы сделали?

Что произойдет с морскими рыбками, если их пересадить в пресноводный аквариум?

III. Изучение теоретического материала.

Описывая клеточную теорию, мы упоминали, что клетка способна к самостоятельной деятельности: она может обмениваться с окружающей средой веществами и энергией. Внутреннее строение клетки сложно устроено, однако в каждой клетке существуют определенные органоиды, которые нам предстоит изучить. Сегодня мы поговорим о том главном составляющем клетки, которое поддерживает гомеостаз – постоянство внутренней среды, о цитоплазме.

Ранее считали, что цитоплазма – это содержимое, вроде киселя. Сегодня известно, что ее строение значительно сложнее.

Основное содержимое называется гиалоплазма (это бесцветный коллоидный раствор белков, содержащий 70-90% воды). У всех эукариот в цитоплазме существует цитоскелет, состоящий из микротрубочек и микрофиламетнов. Микротрубочки пронизывают всю цитоплазму, способны собираться и разбираться, выполняют опорную (механическую) и проводящую функции (полые внутри, обеспечиваю перенос веществ и органоидов). Микрофиламенты значительно тоньше, состоят из сократительных белков, прилегают к мембране и способны менять ее форму. Микротрубочки и микрофиламенты составляют основу цитоскелета клетки.

Фрагмент анимационного ролика «Из жизни клетки».

Каким же образом клетка поддерживает постоянство внутренней среды? Теоретически вам известно - что произойдет с цитоплазмой клетки, если клетку поместить в раствор соли. Проверим это на практике, а также выясним, является ли этот процесс обратимым?

Тема лабораторной работы: «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»

Знакомо ли вам слово ПЛАЗМОЛИЗ? Попробуем определить его этимологию.

Плазм - основа Лизис – разложение. Что же в клетке будет разлагаться?

IV. Проведение эксперимента. Прежде чем выполнить лабораторную работу, изучим инструкцию и уточним цель исследования.

У вас на столах находятся интерактивные инструкции по выполнению лабораторной работы.

Папка БИОЛОГИЯ, Лабораторная работа №5, Инструктивная карточка.

Прочтите инструктивную карточку и озвучьте цель работы.

Цель: изучить свойства цитоплазмы и убедиться на опыте, что плазматическая мембрана живой клетки эластична, полупроницаема

Если вы считаете , что недостаточно владеете теоретическим материалом по теме – просмотрите фрагмент лекции. а если неуверены – правильно ли вы поняли инструкцию – посмотрите видеоинструктаж. Работайте в индивидуальном темпе, но не забудьте, что сегодня вы сдаете тетради с отчетом.  Не забудьте оформить работу, нарисовать рисунки, сделать к ним подписи и  сформулировать вывод.

 3-4 человека – те, кто выполнил работу быстрее и лучше – проверяют и корректируют деятельность остальных.

На доске:

Лабораторная работа №5

Тема: «__________________________________________________________________»

Цель:

Рисунок№1 с подписями

Рисунок №2 с подписями

Вывод:

V. Подведение итогов урока

Итак, мы расширили свои знания о строении клетки и пришли к выводу, что единство клеточного строения организмов находит подтверждение не только в сходстве строения различных клеток, но и в сходстве химического состава и метаболических процессов.

Что такое плазмолиз и деплазмолиз?

Чем вызвано явление плазмолиза?

Какое свойство плазматической мембраны оно характеризует?

Почему отслоение цитоплазмы неоднородно?

В какой части мембраны отслоение не происходит?

Характерно ли явление плазмолиза для мертвой клетки?

*Задание для самостоятельного развития:

Как справляются с осморегуляцией одноклеточные организмы, живущие в пресной воде, ведь известно, что % состав соли внутри клетки у таких организмов выше, чем в окружающей среде?

Видеофрагмент «Осморегуляция инфузории туфельки»

VI. Выставление отметок.

Учащиеся сдают тетради с выполненной лабораторной работой.

VII. Домашнее задание.

§8

 

Разработка урока по биологии в 10 классе по теме "Цитоплазма" включает план урока, инструктивную карточку к лабораторной работе по теме: "Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука", презентацию. Инструктивная карточка и презентация содержат активные ссылки на дополнительные материалы - видео и текст.

Задумка автора в следующем: ученики перед проведением лабораторной работы, изучают теоретический материал самостоятельно, выбирая вид источника знаний: видео-лекция, материал, изложенный в приложении, учебнике или совмещают источники. Затем самостоятельно формулируют тему и цель исследования и проводят эксперимент.

Приложения можно скачать по ссылке удаленно.

Категория: Биология | Добавил: Alхимик | Теги: урок биологии, Сыроваткина, цитоплазма
Просмотров: 1111 | Загрузок: 128 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 9
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск